В прошлый раз мы говорили о фриках, которых можно встретить на улице. Но существует также понятие «профессиональный фрик», указывающее на существование тех, для кого фрик – это не просто образ жизни, но и профессия. На западе профессиональные фрики – это скорее циркачи, покрытые тату с ног до головы, с раздвоенным языком или со сшитыми пальцами. Один из них – Erik Sprague, известный как The Lizard Man (человек-ящерица). В России же профессиональными фриками называют Дмитрия Старосту, Андрея Бартенева и Влада Мамышева-Монро. Мы пообщались с Дмитрием Старостой, фрик-танцором и владелецем букинг-агентства по артистам визуальных видов творчества.
"О слове «фрик» я впервые услышал где-то в девяносто восьмом году", рассказывает Дмитрий. В то время я работал в клубе «XIII», а хозяин модного по тем временам заведения Гарри Чагласян является гражданином США и всячески привносил в нашу пост-советскую реальность новые термины. Конечно, многие знали слово «freak» и переводили его как «необычный», «уродливый», но мы не могли самостоятельно додуматься о его применении к персонам, выделявшимся из общей массы. Термин быстро распространился в московской тусовке благодаря популярности клуба среди богемной и элитной клубной публики, а после клубного тура по всей стране, спонсированного крупной табачной торговой маркой и по территории нашей страны. На мой взгляд, в те времена уже давно существовали настоящие фрики. На эстраде фриком можно было бы назвать Александра Пескова или Бориса Моисеева, но не из-за их открытой сексуальной ориентации, а именно по своим сценическим образам и манере одеваться на светских мероприятиях. Однако в середине девяностых однозначно на арене появляются яркие персонажи – выходцы из богемной клубной тусовки – художники и модельеры. Самыми необычными и дерзкими из них я бы назвал питерского Влада Мамышева-Монро* и московского Андрея Бартенева**. Именно эти унисексуальные персоны стёрли грань между яркой внешностью на сцене и в жизни, быстро став наглядным примером эксплуатирования термина «фриковый». Для них создание образа не заканчивается рамками вечеринки или презентации своего творчества в какой-нибудь галерее. Зачём? Всё самое интересное начинается как раз на улице! Именно на фоне серых обывателей образ фрика становится виден ярче и интереснее.
- А как получилось, что ты сам стал фриком?
- В 1998 году я стал танцором-фриком по случайности. Именно тогда, в клубе «XIII», началась моя карьера клубного танцора. Поначалу у меня были обычные костюмы, но однажды на работу не пришел актер, который должен был каждую вечеринку, ровно в час ночи, выходить в клетку посреди танцпола в костюме красного дьявола с огромным фаллосом под гимн клуба «The Freaks Come Out». После чего, уже начинали выступать другие артисты. Я без размышлений надел костюм, несмотря на то, что его даже не стирали после моего предшественника. Мне было как-то интересно потанцевать в этом костюме в клетке. Я не завидовал ранее этому актёру за то, что у него была такая важная роль в клубе, но от возможности не отказался. В итоге моё 10-минутное выступление в костюме дьявола в клетке прошло очень успешно. Причём, танцующий дьявол производил на публику ещё большее впечатление, чем раньше. Актёр, который до меня работал в костюме дьявола, отказался работать дальше по неизвестным мне причинам. Поэтому я стал вволю наслаждаться фриковыми костюмами. А вскоре начал их шить сам.
- Ты встречался с фрик-шоу за пределами России?
- Да, приходилось. Вместе с «13» мы не то, что объездили множество крупнейших городов России, но также и побывали на Ибице с русскими вечеринками, на которых у меня и произошло знакомство с западными клубными артистами. С некоторыми я общаюсь, некоторых я даже сам привозил в Россию для выступлений. Сам удивляюсь, но бывает, что артисты и шоу из-за границы сами присылают мне демо. Я заметил, что многие даже готовы занизить свои гонорары, лишь бы побывать в России. Наверное, ещё мода на пост-СССР не прошла.
- Вот у меня родилась теория, что на западе уникумов очень много, а у нас, после советского промывания мозгов, к ним еще относятся как к чуду света, и этим рождают еще более ярко выраженных фрик-персонажей.
- Западных фриков у нас любят, но не все могут позволить себе такую роскошь. Однако могу заметить, что наши фрики в некотором смысле даже лучше западных, особенно некоторые коллективы. Тем более они дешевле. Как ни крути, но привоз западного артиста обременяется расходами на трансфер, проживание и другими. Мне кажется, что не СССР виноват в том, что у нас рождаются таланты клубной сцены. Россия всегда была полна интересных творческих идей и людей. Просто сейчас появилась инфраструктура и спрос на не-эстрадных артистов, и среди творческой субкультуры начали расцветать таланты. У нас всегда были отличные танцоры, но вот клубной культуры не существовало во времена СССР, поэтому и не кому было показывать фриков. Хотя свои фрики тоже были в СССР, только к ним относились с известной долей скептицизма, и реализоваться им особо не где было.
- Как ты начал работать с танцорами и шоу и как ищешь людей, артистов?
- В принципе, я всегда работал один в своих костюмах, которые начал шить после того, как окончательно вкусил прелесть работы в сложных больших костюмах. Я не могу сказать, что я первоклассный танцор. У меня всегда хорошо было с хореографией, но работа в клубе меня расслабила. В принципе, я уже не торопился бить рекорды по профессионализму в различных «па», т.к. во фриковых костюмах хореография уже не настолько важна. С чувством ритма, однако, у меня всегда было все в порядке – это то, без чего на клубную сцену, я думаю, вообще выходить не стоит. Сейчас у меня уже огромный опыт работы в клубах. За более чем 9 лет у меня сложились неплохие связи среди творческих людей, как артистов, так и дизайнеров. Помимо работы на сцене, я занимаюсь букингом и являюсь букинг-агентом по артистам визуальных видов творчества. Владею сайтом-каталогом артистов, на сколько мне известно, крупнейшим в Ру-нете. Сначала он был презентационной страницей двух фрик-танцоров: меня самого и моего друга Эльдара Рзаева. Впоследствии артисты стали постепенно добавляться на страницы сайта, и теперь по сайту "Starosta Go-Go" можно гулять сутками, рассматривая красивые картинки. Помимо творческой составляющей в своём характере, у меня есть кое-какие организационные навыки, поэтому я стал ездить на гастроли и работать по Москве со знакомыми артистами и шоу. Вот так и родился мой скромный бизнес, моё букинг агентство. Если вначале я сам собирал фотографии артистов, чтобы расширять свой сайт, то теперь они сами привозят и присылают мне фотографии. Хотя, иногда и приходится побегать кое за кем.
- Как количество фриков относится к состоянию общества? Фрики - полезны или вредны?
- Фрики всегда полезны. Без фриков общество становится серым. Что касается «профессиональных» фриков, то есть тех фриков, которые зарабатывают этим деньги, то я не могу сказать, могут ли они быть полезны или вредны для кого-то. Если фриков покупают, значит это кому-то надо. В любом случае, в наше время вы имеете возможность выбирать – смотреть на фриков или вообще о них не вспоминать. Это лучшее в нашей жизни, что появилось после распада СССР. Свобода самовыражения и возможность выбирать мы должны ценить и бороться за это право. Всё остальное придёт само собой.
*Владислав Мамышев-Монро – эпатажный художник, известный широкой публике искусством перевоплощения – как на фотографиях, так и в повседневной жизни. Одно время его главным образом была Мэрилин Монро, вследствие чего он и получил "прибавку" к своей фамилии. Начиная с 2002, когда он получил долгожданный заграничный паспорт, участник многих международных выставок. Недавно ему присудили Премию Кандинского в номинации «Медиа-Арт», но на церемонию награждения художник не явился. Начиная с 22 декабря, жители Москвы так же смогут ознакомиться с его творчеством в галерее XL. Сам Владислав описал ее так: «…только на этой выставке вы впервые увидите и прочувствуете подлинный масштаб той чудовищной трагедии, которая постигла нашу многострадальную Родину в 1917 году!»
**Андрей Бартенев – художник, создающий безумно яркие, авангардные костюмы. Применение своему таланту нашел в создании театральных образов, но все свои работы показывает «на себе», постоянно появляясь в своих авангардных костюмах в обществе. Кроме выставок в национальных музеях, Андрея часто приглашают на известные европейские фестивали – в Лондон, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, и т.д. Однажды в интервью сказал: «Экстравагантную одежду носят люди с сильной индивидуальной линией. А в основном все ходят в черном или сером. А ведь это верхушка общества. На улицах то же самое. Все должно быть черным и все ходят в черном, никто не имеет права появиться в чем-то другом. Психология толпы». Наверное, нельзя точнее определить состояние современного общества.